19:35 

Весна Джихада

Nesna
100% католик
Как я говорил, долгое время я был занят, и у меня руки не доходили до дневника. За это время в моем любимом журнале промелькнуло несколько интересных статей. Эта статья из апрельского номера, но мне кажется, что и сейчас она интересна.

Беседа Яцка Дзедзина с доктором Бартоломеем Грысой, об исламской международной политике, "религии мира", переходной политике и отрубании рук.



- Окончания кровавого конфликта в Сирии не видно. Ни одна из сторон не хочет уступать. Запад не хочет военной операции. Пат?
- В некотором смысле, да. Там разыгрываются интересы больших держав. Сирия - ворота к Ирану. На Иран точит зуб Запад, но за Ираном стоит Китай.

- Кто с кем воюет в Сирии? Режим с гражданским движением или с международным джихадом?
- Я думаю, что не рядовые граждане начали эту революцию. Вообще, мне не нравится это определение "арабская весна", скорее нужно говорить об "исламской весне". Сирийские службы безопасности все чаще ловят граждан иностранных государств. Турция давно имеет свои планы на Сирию, кроме того, не все в порядке с северным Ираком. Скорее всего, кто-то планирует разделить Сирию, и разобрать ее по кусочкам. Я думаю, что вся "арабская весна" была кем-то спланирована. Ираном, Хизбаллой, Мусульманскими братьями... Или всеми сразу...

- А разве пример Туниса не показывает, что эта масса людей вышедшая на улицы действительно стремится к демократии?
- Не совсем. Несколько дней назад, салафитам в Тунисе пришла в голову идея, закрыть крест православной церкви мусорным мешком. Начинается с угроз. Пример Туниса не внушает оптимизма. Если в когда-то светской стране, в университете, берут заложников для того, чтобы заставить всех девушек носить хиджаб, то можем себе представить, что происходит в других странах охваченных "арабской весной". В Сирии, я тоже наблюдаю влияние всемирного джихада. В Хомсе, исламские боевики ходили от дома к дому, приказывая христианам "убираться" в течении нескольких минут. Почти 90% христианских жителей Хомса вынуждены были бежать. Я не вижу в этом участия т.н. рядовых граждан. Это миф, который нам пытается показать Запад, типа, "в арабских странах происходят демократические изменения". Какая это демократия, если в Египте руководители "Мусульманского Братства" заявляют, что не будут отрубать рук..., в течении пяти лет с момента провозглашения Шариата.

- Но надо заметить, что "Мусульманское Братство" в Египте победило на выборах. В Сирии, суннитское большинство было угнетаемым алавитами, находящимися при власти. Разве нельзя сказать, что теперь, по прошествии десятилетий, большинству наконец-то удастся обрести голос? Даже если исламисты придут к власти, то возможно, что это цена демократии?
- В Алжире эту проблему решили иначе. Когда исламисты одержав победу на выборах пришли к власти, то армия совершила переворот. Конечно, это привело к гражданской войне, но в последствии все признали, что некоторые силы нельзя допускать к власти, потому что они используют демократию для того, чтобы ввести право шариата. Архиепископ Джузеппе Бернардини вспоминал, что во время официальной встречи на тему христианско-мусульманского диалога, услышал с мусульманской стороны следующие слова: "ваша демократия нужна нам только для того, чтобы ввести шариат".

- Может потому, что шариат является нормальным законом для мусульманского большинства?
- Думаю, что нет. Большинство мусульман... понятия об исламе не имеют. Многие из них, вообще, не знают Коран. Они понимают ислам в форме религиозного обычая. Вопрос в том, почему они позволяют действовать радикалам... Молчат ли от незнания, или от страха перед ними.

- Однако, шариат часть исламской культуры. Может эти революции, это пробуждение нужд общества угнетаемого режимами?
- Все арабские страны подписали "Конвенцию о правах человека". А шариат противоречит ей. "Поддержка" шариата, это вопрос уровня образования людей. В большинстве своем, они безграмотные. Шариат они связывают только с областью религии. Они не понимают, что шариат это обрубание рук за воровство, отрубание головы за прелюбодеяние, смерть за измену религии. Шариат мощно связан с исламом, но не с арабской культурой. Между прочим, одна из причин появления панарабизма - попытка отказаться от шариата, который явно противоречит правам человека.

- До сих пор, меньшинства в Сирии были в безопасности, но разве это не достигалось путем угнетения большинства?
- У режима в Сирии было правило. Всех, кто не выступает против правительства (включая курдов и ассирийцев) держать на одном уровне, чтобы ни у кого не было такого контроля над Государством, как у правящей элиты.

- И христиане Сирии поддерживали режим Башара Асада, потому что благодаря ему у них была свобода вероисповедания, которая немыслима в большинстве мусульманских стран.
- Не все христиане. Некоторые считают, что необходимо пройти революционный период, т.к. это воля народа. Мне кажется, что это несколько наивно с их стороны, принимая во внимание события в Хомсе.

- Какие Церкви в Сирии не поддерживают Асада?
- Трудно сказать, потому как во многих церквях нет единства по этому вопросу. Среди ассирийцев, тоже нет единства. Например, Ассирийская Демократическая Организация считает, что пришло время перемен. Что оппозиция должна объединится и изменить существующую систему демократическим образом. Обычно, на Ближнем Востоке, церковные руководители всегда поддерживали власть. Передо мной сейчас лежит письмо, направленное сирийско-православным Патриархом президенту Асаду в апреле 2011: "Мы молимся, Господин Президент, о введении глубоких реформ под вашим руководством". Т.е. они пробовали склонить президента к реформам в форме диалога. И среди коптов в Египте было так. Иерархия была на стороне Мубарека, а верные были разделены между собой.

- И кто был прав?
Это как выбор между чумой и холерой. При Мубареке христианам не было легко, Но, видимо, иерархи были убеждены, что они уже знают этот режим, а при тех, кто его сменит, будет еще хуже. Лучше остаться со старым.

- Но "Мусульманское Братство" старается показать себя умеренным, не угрожающим меньшинствам.
- Стоит только послушать младшего из братьев Аль-Банна, основателей Братства, который обвиняет организацию в том, что она отошла от первичных целей и политизирует ислам.

- Ислам всегда был неразделим с политикой.
- Согласен. Но Гамаль Аль-Банна считает, что изначально братство было другим. Обещание первые пять лет не отрубать рук, это явный сигнал о том, что они попытаются избавится от немусульман, а потом, исламизировать непокорных мусульман. "Братство", очень опасная организация, подобная талибам. И так как Американцы в свое время считали талибов союзниками, вооружали их, обучали, так теперь они помогают "Братству". Когда-то, снова будут об этом сожалеть.

- На стенах Хомса в Сирии появились надписи: "Алавитов в гроб, христиан в Бейрут!" Откуда такая снисходительность к христианам, по сравнению с правящими алавитами? Ведь алавиты, хоть и еретики, но все-таки мусульмане?
- Исламу знакомо понятие толерантности к "народам книги". Однако, если в рамках ислама наступает фитна (разделение), то если не удается теологическими аргументами убедить другую сторону, то нет другого выхода, кроме уничтожения. Ирано-иракская война продолжалась много лет, позиции двух стран очень различались. А в исламе не может быть разных позиций. Все должны думать одинаково.

- Вы думаете, что ничего хорошего из этих революций не выйдет?
- Ситуация будет только ухудшаться. Если уже в Тунисе заставляют женщин закрывать лицо, берут заложников, убивают миссионеров... Это очень плохой знак, для всех немусульманских меньшинств. А ведь именно они, когда-то, были хозяевами на этих землях...

- Можно ли говорить, что ислам, в своей ортодоксальной форме, является религией мира?
- Я думаю, что ни одну из форм ислама нельзя назвать религией мира. Конечно, в практике, мусульмане, часто, обычные люди. Однако, ислам верный Мухаммеду, не является религией мира в нашем понимании. Ислам стремится к миру, но к такому, в котором все станут мусульманами.

- Это очень непопулярное мнение на Западе. От незнания, или от обычной политкорректности?
- От западного подхода к исламу, только как к религии. Его сравнивают с другими религиями мира, и пробуют показать только религиозную область. Говорят, что если где-то заставляют принимать ислам силой, то это только "политизирование ислама". На самом деле, с исламом так было всегда.

___

Др. Бартоломей Грыса, востоковед, переводчик с арабского и еврейского языков. Работал в Тунисе и Иордании.

___

На фотографии доктор Грыса стоит с ассирийским флагом. Ассирийцы - один из коренных народов Ближнего Востока, проживающий ср.пр. в Сирии. В отношении "Сирийской Революции" община ассирийцев разделена. Значительная часть христиан-ассирийцев боится, что в результате, к власти в стране придут исламисты.
___

(с) Перевод статьи "Wiosna Dzihadu" из журнала "Gosc Niedzielny" от 22 апреля 2012 с разрешения редакции. Фотография с сайта gosc.pl

URL
   

Для друзей

главная