По просьбе Женечки...
Раскол Церкви, это огромная трагедия для христиан. Из-за своей гордости, люди забыли слова молитвы Иисуса: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино...» И забыли это те, на кого была возложена ответственность за судьбу Церкви.
Итак, причина раскола – гордость и политика.
Два человека, кардинал Гумберт и Патриарх Константинопольский Михаил, отлучив друг друга от Церкви в 1054 году, положили начало расколу, который длится уже более 900 лет.
Справедливости ради, надо заметить, что разногласия между Римом и Константинополем проявлялись и раньше, и даже был девятилетний период разделения Церкви до Великого раскола, но тогда его удалось преодолеть.
Но, обо всем по порядку.
На праздник Рождества 800-го года, Папа Лев Третий короновал франка Карла Великого Императором Рима. Это был прямой политический разрыв с Константинополем. Император Византии Никифор попытался превратить этот разрыв в Церковный раскол, и запретил церквям Византии любые связи с Римом. Однако этот раскол не продлился долго, и завершился со смертью императора в 811 году.
Нельзя сказать, что отношения Константинополя и Рима были гладкими все последующее время до ВР. Константинопольские патриархи постоянно пытались освободиться от канонического авторитета пап, признаваемого большинством соборных постановлений, на востоке. Даже православный историк М. Поснов признает что: «Канонический авторитет Папы над Востоком стоял твердо и вполне оправдывался им».
В 860 году произошел конфликт между Патриархом Фотием и Папой Николаем I. Конфликт опять же имел личный характер. Причиной его служила зависть. Болгарский царь Борис, решил перейти под юрисдикцию Рима. Это было личное решение царя, но Фотий усмотрел в этом угрозу своей власти. Чтобы насолить Папе, Фотий придумал «перечень основных отступлений Римской Церкви». Основой этого списка были претензии к латинскому обряду. Говорилось и о том, что латиняне не так строго соблюдают пост. Основное же обвинение - латиняне добавили в Символ Веры слова о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Это обвинение стало исходной точкой антилатинских нападок.
В 867 году Фотий собирает Собор, на котором его впервые называют Вселенским Патриархом. «Собор» отлучат от Церкви Папу Николая I. Естественно, что Рим и большая часть Церкви не признают решения этого «собора», и вскоре Фотий смещается с Патриаршего Престола, и его место занимает Игнатий, который вновь налаживает отношения с Римом и, совместно с папскими легатами, осуждает фотиан на равнее с иконоборцами. Позднее Фотий вернулся к Патриаршеству, он уже не вступал в открытый конфликт с Римом, но пытался укрепить свою власть с помощью всевозможных интриг. Когда это стало явным, он был предан анафеме.
1054 год, стал самым трагическим в истории Церкви.
В 1053 году Патриарх Михаил издает распоряжение о закрытии всех монастырей и церквей латинского обряда в Константинополе. Делается это в отместку за то, что в южной Италии многие поселенцы греки переходят в латинский обряд.
Папа начинает вести переписку с Михаилом, в которой, основываясь на исторических документах подтверждает примат Рима. Основная мысль: Рим – мать всех Церквей.
Михаил, понимая, что не может победить в открытом диспуте, поручает монаху студиту Никите Стифату составить документ обличающий латинян.
Стифат исполняет поручение. Он называет латинян еретиками, обвиняя их в том, что они поют «Аллилуйя» во время поста, что у них бритые священники и безбрачное духовенство, и главное – для причастия они используют пресный хлеб! Процитирую: «Квасной хлеб есть хлеб живой, одушевленный, поскольку соль и закваска сообщают ему дыхание и жизнь, в то время, как латинские опресноки есть хлеб мертвый, бездушный и даже не достоин называться хлебом, будучи как бы «куском грязи»».
В. Соловьев так отозвался об этом споре: «Можно только пожалеть, что преимущества жизненности и соли остались в квасном хлебе, а не сделались отличительными свойствами византийского ума».
Итак, инициатива раскола исходила от Константинополя. Рим, конечно, тоже «заносился», но действовал в согласии с Традицией принимаемой как Западом, так и Востоком.
В начале 1054 года в Константинополь пребывают папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом. Гумберт – человек получивший отличное образование, свободно владеющий греческим языком без труда разбивает «доводы» Стифата в публичном диспуте. Стифат признает себя побежденным, и его труд публично сжигается на монастырском дворе Студитов.
Униженный Патриарх Михаил, желая отомстить Гумберту, на церковном соборе показывает ему место позади всех греческих епископов (следует заметить, что тут имеет место и этнический конфликт, т.к. византийцы чувствуют себя наследниками Великой Римской Империи, а латинян – варварами).
Гумберт, будучи весьма гордым человеком, вспылил, и во время Торжественного Богослужения в храме Св. Софии, 15 июля 1054 года, кладет на престол со словами «Бог видит и судит» буллу, в которой отлучает Патриарха Михаила и его сторонников от Церкви.
Он и не думал, что его действия будут иметь такие последствия. Отлучение касалось только Патриарха и двух его канцлеров.
Булла начиналась словами: «Город христианский и православный…». Гумберт рассчитывал, что население города поддержит его, и низложит Патриарха. В действительности же, горожане поддержали Михаила, а не «латинского варвара».
20 июля, отвечая на буллу Патриарх отлучает Гумберта, и всех тех, кто помогал ему в Константинополе делом или советом. Его грамота начинается так: «Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в Царство Благочестия, и в сей Богом хранимый град, из коего, как из источника истекают воды чистого учения до концов земли». С этого момента, по-видимому, Михаил считал разделение Церкви свершившимся фактом.
P.S. Я не богослов. Я изучаю историю Церкви, которую я люблю. Мое мнение, скорее всего, не объективно, именно поэтому я опирался на книги православных историков В. Лосского и М. Поснова. Знаю, что причиной раскола была гордость людей. Знаю, что Господь ведет всех христиан к единству. Верю, что рано или поздно придет время, когда все христиане будут едины в любви.
Не важно, кто и в какую Церковь ходит. Не важно, кто и как крестится, слева направо или справа налево. Неважно, крестится ли он вообще. Важно соблюдать главную заповедь – Любить. Если бы эту заповедь помнили Гумберт и Михаил, возможно, что раскола бы не произошло…