В Украинской Повстанческой Армии евреи были и врачами и стрельцами
«Общей платформой общения сионистов и украинских буржуазных националистов стала ненависть к Советской власти», — писала газета «Советская Украина» (сообщающийся сосуд с московской прессой) в сентябре 1971 года. Статья называлась «Заговор обреченных». Страницы тогдашних «украинских» журналов изобилуют заглавиями и рубриками типа: «Факты против сионистов», «Зловещие лучи сине-белой звезды», «Провокационная суматоха сионистов».
В 70-ые годы продолжался кризис во взаимоотношениях СССР и Тель-Авива. Очевидно, пропагандисты устраивали промывание мозгов «советским гражданам» не только «отстаиванием интересов СССР на Ближнем Востоке» или «Всемирной конференцией в защиту советских евреев», состоявшейся в Брюсселе 23 февраля 1971 года. В конце 1960-х — в начале 1970-х в советские концлагеря попали многие молодые диссиденты из Украины, среди которых было довольно много евреев. Они, воспитанные на советских учебниках и семейных преданиях о войне, всеми возможными способами передавали на запад информацию о «двадцати пяти летниках» — воинах Украинской армии, с которыми в «большой зоне», возможно, и не познакомились бы. Политзаключенный Михаил Хейфец в своей книге «Украинские силуэты» называет их «святыми стариками». Случалось, что диссидент - шестидесятник попадал в одну тюрьму с евреем, осужденным на 20 лет за «украинский буржуазный национализм». И только теперь мы можем узнать о трагедии и борьбе, которые крылись за этим странным приговором.
«Пока ко мне не попали соответствующие документы, я думал, что УПА сотрудничала с фашистами», — говорит выдающийся историк государства Израиль Аарон Вайс, семья которого и он сам были спасены украинцами.
«Довольно много беглецов из гетто в западных регионах Украины 1942-43 годов, так или иначе встречались с украинскими повстанцами. Это непростая картина имеет, преимущественно, положительную окраску, — констатирует доктор наук, профессор Феликс Левитас. — Я лично работал с настоящими документами, видел, что достаточно много евреев сами доставали оружие и присоединялись к украинским повстанцам, приглашающим их к себе. Но повстанческие отряды были разные, полевые командиры были разными». Феликс Левитас имеет одну из наибольших в Украине библиотеку по истории фашизма и гитлеризма, которую собирает на протяжении 20-ти лет. Докторскую диссертацию он защитил в 1997 году по теме «Евреи Украины в годы Второй мировой войны».
В архивах профессора Сорбонны (Париж) Владимира Косика есть документы о том, как евреи попадали в леса. УПА организовало массу акций побегов евреев-врачей из нацистских гетто. Но во время восстания множество людей находились в тяжелом положении, оружия и провианта не хватало, и, по материалам Косика, многие повстанческие отряды приводили беглецов к себе, в «гражданские лагеря». «Гражданские лагеря» помогали повстанцам, а повстанцы их охраняли. Из лагерей приглашали в боевые части врачей и молодых людей, соглашающихся воевать. «Евреи храбро боролись в рядах УПА, мы не знаем случаев их недостойного поведения», — пишет известный историк-востоковед Ярослав Дашкевич. «Все они честно выполняли свой долг, несли помощь не только стрельцам, но и всему населению, не бросая боевых рядов в тяжелых ситуациях, даже тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли доблестной смертью, защищая те идеалы, за которые боролся весь украинский народ», — такова оценка участия евреев в украинском войске одного из руководителей повстанцев Николая Лебедя, записанная в многотомной Истории УПА.
Кстати, на заре украинской государственности ХХ века, Первый еврейский курень Украинской Галицкой армии насчитывал 1000 еврейских ребят из Львова и Тернополя.
В разных источниках упоминается Стелла Кренцбах из Рожнятина, которая в своих воспоминаниях писала: «Моей жизнью я обязана УПА». Часть из ее воспоминаний перепечатала газета «Нью-Йорк таймс». Став сотрудницей министерства иностранных дел Израиля, она убеждала дипломатов, что «свободное украинское государство будет залогом и доказательством справедливого мира». Стелла Кренцбах описала, как после возвращения советов по постановлению местного отдела НКВД ее осудили на смерть. В камере смертников вместе с ней очутились 42 человека. «Мы всю ночь молились и просили чуда у Бога. Я молилась вместе со всеми. На рассвете и в самом деле произошло чудо: двери нашей камеры с грохотом отворились — и мы увидели вооруженных повстанцев. Тогда то местечко Рожнятив на четыре дня перешло в руки УПА,— вспоминала госпожа Стелла. — С того момента я ушла в подполье, и моя жизнь тесно переплелась с жизнью повстанцев. Я переходила с ними с места на место, и так оказалась в Карпатах, в повстанческом госпитале с раненными». В ее группе было 12 евреев, 8 из них — врачи.
«Немецкая пропаганда тонко уловила момент украинско-еврейского понимания и пыталась помешать ему, — рассказывает Феликс Левитас. — В архивах есть две немецкие листовки. Первая: «Слушай, украинский народ! Москва дает тайные приказы ОУН. Из тайных указаний, которые угодили нам в руки, видно, что кремлевские жиды состоят в связи с ОУН, которая якобы воюет против большевизма. В руководстве ОУН сидят агенты, которые выполняют приказы кровожадного Сталина и его жидовских опричников». Вторая: «Чего хочет так называемая УПА? Кто главари этой повстанческой армии? Крестьяне, помните, что УПА грабит украинский народ, убивает его и бесчестит. А кто стоит во главе этой армии? Это львовские жиды и их кремлевские помощники».
«Не убей!»
Новые исследования проливают свет на то, почему было расформировано войско Бульби-Боровця. Представители СС призывали Полесскую Сечь принять участие в карательных акциях против еврейского населения. Большинство казаков отказались. Тогда и возник конфликт с эссэсовцами. Кандидат исторических наук Жанна Ковба много лет исследует украинско-еврейские отношения в Галичине. Она приводит свидетельство Ивана Харива из Самбирщины, он доставлял еду в лесной тайник для четырех еврейских девушек и парня в сентябре-октябре 1941року. Крестьяне тайком собирали для них пищу. Впоследствии, из рассказов отца, Иван узнал, что выдал тайник полицай из соседнего села, которого потом в 1943 году казнили боевики УПА.
О позиции местного населения можно узнать из тогдашних нацистских газет. «Самбирская газета» на Львовщине за 1 марта 1944 года сообщает: «Казнь за укрытие жидов и содействие им, казнены — Крижковска Мария, Дмитривска София, Сухоруч Степан, Корчмарь Мария, Масляр Анна, Назар Мария, Куляк Николай, Ковальчук Михаил, Сущ Настя- украинцы». «Эти газеты — огромный пласт для исследователей, которые увидят, что нацистскому геноциду противостояло местное население», — говорит Феликс Левитас.
Пониманию между народами давал пример своей любовью митрополит Андрей Шептицкий, который еще в 1913 году выступил противником «процесса Бейлиса», сфабрикованного в Киеве черносотенными организациями. В 1939 году он в интервью сионистской организации Галичины сказал, что всегда был сторонником возрождения еврейского народа и возобновления еврейского государства. По призыву владыки Украинской Греко-Католической Церкви во многих церквях и монастырях Галичины спасали сотни евреев. На личном попечении Шептицкого выжили 15 раввинов (Давид Кагане, которого спас митрополит, в 1970-ые годы был главным раввином Тель-Авива). В ноябре 1942 года Шептицкий выступил с письмом «Не убей», где обратился к украинцам с призывом не поддерживать нацистские провокации.
Преступники и миротворцы
Антиеврейскую агитацию в Украине осуществляли и нацисты, и большевики. Оба террористических режима уничтожали документы о своих расправах. «С нацистами пришел мощный пропагандистский аппарат, который искусно играл на непростых украинско-еврейских отношениях, которые складывались на протяжении истории, — рассказывает доктор исторических наук Феликс Левитас. — Заняв Львов, нацисты совершили невиданную провокацию. Они открыли двери львовской тюрьмы, где накануне энкаведисты совершили массовый расстрел, и заявили, что «это дело рук евреев». Мол, все раюотники НКВД - евреи, которые беспощадно уничтожали украинский народ. По нацистским документам, местное население, кроме полицаев, на провокацию не среагировало». Невзирая на то, что энкаведисты присыпали лица расстрелянных хлором и полили кислотой, среди мертвых во дворе львовской тюрьмы узнали несколько раввинов, деятелей еврейских партий и общественных организаций.
«В этом крае до 1939 года бурлила еврейская религиозная и политическое жизнь, действовали разнообразные политические партии, выходили еврейские журналы. Но все это было ликвидировано с приходом советской власти, — говорит Феликс Львович. — В НКВД действительно было много евреев, но они никогда не идентифицировали себя как евреи». Возможно, Каганович бы обиделся, если бы его назвали евреем.
Ученые фиксируют государственный антисемитизм в СССР с конца 1920-х годов. Поступала помощь еврейским колхозам, награждались евреи — представители советской власти, в то же время все еврейские организации были запрещены. Как отмечает сын советского военачальника Владимира Антонова-Овсиенка, на фоне борьбы с троцкизмом в партии, в советском партийном аппарате был значительный антисемитизм, который можно было сравнить разве что с нацистским. Не случайно Риббентроп, когда прибыл в Германию после подписания пакта, восторженно рассказывал Гитлеру, что почувствовал себя среди большевиков, будто среди старых партийных товарищей, когда Сталин зацепил еврейский вопрос. После подписания пакта Молотова - Риббентропа из газетных колонок в СССР исчезла критика фашизма, и нацистского антисемитизма. В газетах «Правда», «Известия» евреев накануне войны изображали как расхитителей социалистической собственности, антисоветские элементы. По исследованиям украинских ученых, свыше 20 процентов депортированных в 1939 — 40 годы принадлежали к еврейскому народу — это были религиозные деятели, представители политических и культурных организаций. «Вся эта пропаганда не могла не повлиять на трагедию Холокоста», — замечает Феликс Левитас.
Впрочем, преступников-коммунистов мировое политическое сообщество до сих пор не поставило на одну ступень с нацистскими преступниками. Хотя научные работники из многих стран доказали бесспорную тождественность этих двух «антимиров», один из которых еще и до сих пор «на коне». В конце 1970-х в США по инициативе уроженца Украины Симона Визенталя началась волна розыска военных преступников времен ІІ Мировой. Как доказал историк Ярослав Шолох, в январе 1980 года Алан Райн, назначенный на должность директора Подраздела специальных расследований, побывал в Москве и договорился о сотрудничестве с КГБ. Подобная работа осуществлялась и в Канаде. Там отрабатывался метод, по которому в преступлениях обвиняли не отдельных людей, а целые этнические сообщества. Подраздел занимался, почему-то, лишь беженцами из «социалистической» Восточной Европы. В 1984 году Алан Райн издал книгу «Тихие соседи», в которой изобразил украинцев более жестокими, чем немцы, в отношении к евреям. «КГБ было заинтересовано в дискредитации прежних перемещенных лиц, к голосу которых прислушивались на Западе, и в создании панической атмосферы в среде беженцев, чтобы парализовать любую антисоветскую пропаганду», — пишет Шолох. Политолог Роман Купчинский считает, что КГБ заинтересовалось темой «военных преступников», потому что тревожилось сближением украинских и еврейских сообществ Северной Америки в начале 1970-х годов. Такое взаимопонимание не входило в планы СССР.
Конечно, не все попадают на крючок провокаций. Хотя на приманку, то есть на зомбирующую «кампанию в СМИ» тратятся достаточно большие средства. «Наиболее опасными являются обобщения, — говорит израильский историк Аарон Вайс. — Плохо, когда мы связываем поведение людей с их национальностью. «Все украинцы таковы, все поляки таковы, все евреи таковы». Жизнь намного сложнее, чем нам кажется на первый взгляд. Нужно воспитывать новое поколение в духе взаимопонимания. И мы, историки, должны помочь в этом».