100% католик
Огромная просьба к людям далеким от христианства.
Если Вам не исполнилось 18-ть лет, не читайте текст помещенный ниже.
Исключение из правила только для Rijaya
Католическую Церковь всегда представляют только с темной стороны, но есть и светлые страницы в ее истории, о которых, почему-то, умалчивают. Сегодня я хочу поделиться историей об одном замечательном человеке. О Митрополите Андрее Шептицком, главе украинских католиков в тяжелый период 1901-1944 годов.

В пастырских посланиях Митрополит Андрей Шептицкий призывал верных любить свой народ, быть патриотами, помнить свои корни и гордиться ими: "Так как Христос, который плакал над Иерусалимом, предвидя его упадок, и св. Павел, который готов был жизнь отдать за своих братьев по крови, действительно любили свой народ. Они не только не запрещали патриотизм, а еще и прививали его", - повторял Митрополит. Но вместе с тем он учил уважать и любить другие нации. Учил своим примером: например, во время визитов в маленькие городки Галиции Митрополит часто встречался с представителями еврейской общины. Они приносили ему Тору, и он склонялся перед законом Моисея, а на приветствие раввина отвечал ему на иврите. Известен интересный случай. Как-то во время праздника Успения Пречистой Девы Марии в Уневе, возле монастыря, появился хор из синагоги и начал петь под окнами Митрополита, поздравляя его с праздником. Митрополит Андрей в знак своей признательности щедро одарил певцов вином. "Это братья наши по вере", - часто повторял он. Помогал он еврейской общине и во Львове. Еврейский госпиталь появился именно благодаря средствам Митрополита. Со временем в нем лечились и украинцы, воины Украинской Галицкой Армии. У митрополита Шептицкого была мечта организовать иудео-христианскую общину. Ведь множество евреев под влиянием духовной харизмы и действий Шептицкого хотели принять христианство. Митрополит даже написал Устав, согласно которому евреи, принимая Христа, должны были сохранять ощущение своей национальной принадлежности, обычаи и традиции предков, свою культуру. Митрополит Андрей мечтал распространить эту идею на всю Восточную Европу, где тогда было очень много евреев, но этому воспрепятствовала Вторая мировая война и большевистская оккупация.
Во время фашистской оккупации Митрополита Андрея поражала политика Гитлера относительно евреев. После еврейского погрома в Рогатине в конце 1942 года Митрополит Андрей письменно обращается к Гиммлеру, выступая против уничтожения еврейского народа и использования для этой цели немецкой властью украинской полиции. Из штаба Гиммлера, курьер, который принес письмо-отказ, высказал Шептицкому мысль немецкой власти, что если бы не его почтенный возраст и авторитет, его бы обязательно расстреляли за то, что он заступается за жидов. И, несмотря на это, Митрополит продолжал высказывать немецкому правительству свою позицию. Когда в апреле 1943 года главный викарий Армянской церкви во Львове был арестован за то, что выдавал евреям фальшивые свидетельства о крещении, Шептицкий обратился к начальнику гестапо и благодаря его ходатайствам викария освободили. Во Львове еще в 1941 году было уничтожено свыше 4000 человек только за первую неделю оккупации! А еще более 2000 в течении июля. На евреев совершали облавы, их изолировали в гетто, а со временем вывозили в лагеря смерти. В августе 1942 года лишь за четыре дня было вывезено 50 тыс. евреев. Перед войной на Западной Украине насчитывалось свыше 870 тыс. евреев, а в 1944 году осталось только 17 тыс
Как это не досадно, но украинцы тоже принимали довольно активное участие в еврейских погромах. Немцы для этой цели создавали целые украинские подразделения. После одного такого погрома к Митрополиту тайно пришел раввин Эзекиель Левин и рассказал, что случилось. Митрополит Андрей Шептицкий предоставил ему приют, и обратился к своим верным с требованием не совершать такого страшного греха, которому не может быть прощения. Также издал пастырские послания к священникам, в которых вменял им в обязанность напоминать людям о Божьей заповеди - не убей, и осуждать самоуправство.
На протяжении 20-23 августа 1942 года из Львова вывозят евреев в концентрационные лагеря. В своем письме к римскому Кардиналу Тиссерано, Митрополит писал: "За последние два месяца во Львове было казнено без суда больше чем 70 тыс. евреев". Нужно было что-то делать. В конце 1942 года Шептицкий организовывает кампанию по спасению евреев. Это большей частью были люди, которые спаслись бегством из гетто или из Яновского лагеря. 14 августа 1943 года 2000 детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их перепрятывали в криптах, в монастырских школах, церковных детских домах Львова и окраин, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Раввин Давид Каган вспоминал, как ночью, убегая от расправы, добрался к собору св. Юра, постучал в ворота с верой, что только там ему помогут. Шептицкий предоставил ему приют. Каким же было удивление раввина, когда он узнал, что здесь уже прячут его жену. Каган скрывался в резиденции митрополита три года , работая в библиотеке. О Митрополите Андрее он оставил воспоминания, преисполненные теплоты и искреннего преклонения: "Моя встреча с Митрополитом Шептицким дала мне силу все пережить и смотреть в будущее с верой, что добрая воля всегда торжествует над злом... Когда я говорю, что Андрей Шептицкий был святым, я не преувеличиваю. Я - офицер летчик, раввин, доктор философии и теологии. Я знаю, что качества, которые создают настоящего святого, настолько редки, что почти не существуют. Но у кардинала Шептицкого все они были".
Митрополит Андрей организовал тайные группы людей, которые помогали освобождать и скрывать евреев. Это были добровольцы, а также монахи-студиты под руководством игумена Уневского монастыря Климентия, брата Митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в карпатскую венгерскую Украину, где было безопасно. Митрополит Андрей обращался ко всей украинской общине с просьбой всячески помогать евреям, совершать это ради Христовой веры и справедливости. После ликвидации гетто во Львове в 1943 году, Шептицкий поддерживал связи с беженцами, интересовался их положением, а после возвращении в 1944 году большевиков, он сам проконтролировал, чтобы еврейские дети возвратились к своей общине.
Митрополит Андрей Шептицкий превыше всего ставил ценность человеческой жизни, любил каждую нацию. Рискуя жизнью, жил по принципу Христа и, как Он, готов был дать себя распять за свой народ.
В завершение я приведу слова самого митрополита, которые касаются судьбы Украины и нашей Церкви в Украине:
"Какой бы ни была Россия, она добровольно не отречется от своей власти над Украиной. И если Украина хочет жить свободной жизнью, то она должна обязательно отделиться от Москвы, должна стать независимым государством, искать себе союзников среди других свободных народов".
И его последние слова перед смертью:
"Наша Церковь будет уничтожена, разгромлена большевиками. Но держитесь, не отступайте от веры, от святой Католической Церкви. Она будет лучшей, красивой, величественной больше чем в давние времена и будет обнимать весь наш народ. Украина освободится, и станет сильным государством, объединенным, величественным, равным другим высоко развитым государствам. Мир, благосостояние, счастье, высокая культура, взаимная любовь и согласие будут властвовать в ней. Все это будет, как говорю, только надо молиться, чтобы Господь Бог опекался всегда нашим бедным народом, который столько выстрадал, чтобы эта опека продолжалась вечно. Прощаюсь с вами. Будьте сильными и стойкими в вере, выносливыми, ревностными в служении Господу Богу. Больше моего голоса не услышите, аж до страшного суда".
Если Вам не исполнилось 18-ть лет, не читайте текст помещенный ниже.
Исключение из правила только для Rijaya
Католическую Церковь всегда представляют только с темной стороны, но есть и светлые страницы в ее истории, о которых, почему-то, умалчивают. Сегодня я хочу поделиться историей об одном замечательном человеке. О Митрополите Андрее Шептицком, главе украинских католиков в тяжелый период 1901-1944 годов.

В пастырских посланиях Митрополит Андрей Шептицкий призывал верных любить свой народ, быть патриотами, помнить свои корни и гордиться ими: "Так как Христос, который плакал над Иерусалимом, предвидя его упадок, и св. Павел, который готов был жизнь отдать за своих братьев по крови, действительно любили свой народ. Они не только не запрещали патриотизм, а еще и прививали его", - повторял Митрополит. Но вместе с тем он учил уважать и любить другие нации. Учил своим примером: например, во время визитов в маленькие городки Галиции Митрополит часто встречался с представителями еврейской общины. Они приносили ему Тору, и он склонялся перед законом Моисея, а на приветствие раввина отвечал ему на иврите. Известен интересный случай. Как-то во время праздника Успения Пречистой Девы Марии в Уневе, возле монастыря, появился хор из синагоги и начал петь под окнами Митрополита, поздравляя его с праздником. Митрополит Андрей в знак своей признательности щедро одарил певцов вином. "Это братья наши по вере", - часто повторял он. Помогал он еврейской общине и во Львове. Еврейский госпиталь появился именно благодаря средствам Митрополита. Со временем в нем лечились и украинцы, воины Украинской Галицкой Армии. У митрополита Шептицкого была мечта организовать иудео-христианскую общину. Ведь множество евреев под влиянием духовной харизмы и действий Шептицкого хотели принять христианство. Митрополит даже написал Устав, согласно которому евреи, принимая Христа, должны были сохранять ощущение своей национальной принадлежности, обычаи и традиции предков, свою культуру. Митрополит Андрей мечтал распространить эту идею на всю Восточную Европу, где тогда было очень много евреев, но этому воспрепятствовала Вторая мировая война и большевистская оккупация.
Во время фашистской оккупации Митрополита Андрея поражала политика Гитлера относительно евреев. После еврейского погрома в Рогатине в конце 1942 года Митрополит Андрей письменно обращается к Гиммлеру, выступая против уничтожения еврейского народа и использования для этой цели немецкой властью украинской полиции. Из штаба Гиммлера, курьер, который принес письмо-отказ, высказал Шептицкому мысль немецкой власти, что если бы не его почтенный возраст и авторитет, его бы обязательно расстреляли за то, что он заступается за жидов. И, несмотря на это, Митрополит продолжал высказывать немецкому правительству свою позицию. Когда в апреле 1943 года главный викарий Армянской церкви во Львове был арестован за то, что выдавал евреям фальшивые свидетельства о крещении, Шептицкий обратился к начальнику гестапо и благодаря его ходатайствам викария освободили. Во Львове еще в 1941 году было уничтожено свыше 4000 человек только за первую неделю оккупации! А еще более 2000 в течении июля. На евреев совершали облавы, их изолировали в гетто, а со временем вывозили в лагеря смерти. В августе 1942 года лишь за четыре дня было вывезено 50 тыс. евреев. Перед войной на Западной Украине насчитывалось свыше 870 тыс. евреев, а в 1944 году осталось только 17 тыс
Как это не досадно, но украинцы тоже принимали довольно активное участие в еврейских погромах. Немцы для этой цели создавали целые украинские подразделения. После одного такого погрома к Митрополиту тайно пришел раввин Эзекиель Левин и рассказал, что случилось. Митрополит Андрей Шептицкий предоставил ему приют, и обратился к своим верным с требованием не совершать такого страшного греха, которому не может быть прощения. Также издал пастырские послания к священникам, в которых вменял им в обязанность напоминать людям о Божьей заповеди - не убей, и осуждать самоуправство.
На протяжении 20-23 августа 1942 года из Львова вывозят евреев в концентрационные лагеря. В своем письме к римскому Кардиналу Тиссерано, Митрополит писал: "За последние два месяца во Львове было казнено без суда больше чем 70 тыс. евреев". Нужно было что-то делать. В конце 1942 года Шептицкий организовывает кампанию по спасению евреев. Это большей частью были люди, которые спаслись бегством из гетто или из Яновского лагеря. 14 августа 1943 года 2000 детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их перепрятывали в криптах, в монастырских школах, церковных детских домах Львова и окраин, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Раввин Давид Каган вспоминал, как ночью, убегая от расправы, добрался к собору св. Юра, постучал в ворота с верой, что только там ему помогут. Шептицкий предоставил ему приют. Каким же было удивление раввина, когда он узнал, что здесь уже прячут его жену. Каган скрывался в резиденции митрополита три года , работая в библиотеке. О Митрополите Андрее он оставил воспоминания, преисполненные теплоты и искреннего преклонения: "Моя встреча с Митрополитом Шептицким дала мне силу все пережить и смотреть в будущее с верой, что добрая воля всегда торжествует над злом... Когда я говорю, что Андрей Шептицкий был святым, я не преувеличиваю. Я - офицер летчик, раввин, доктор философии и теологии. Я знаю, что качества, которые создают настоящего святого, настолько редки, что почти не существуют. Но у кардинала Шептицкого все они были".
Митрополит Андрей организовал тайные группы людей, которые помогали освобождать и скрывать евреев. Это были добровольцы, а также монахи-студиты под руководством игумена Уневского монастыря Климентия, брата Митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в карпатскую венгерскую Украину, где было безопасно. Митрополит Андрей обращался ко всей украинской общине с просьбой всячески помогать евреям, совершать это ради Христовой веры и справедливости. После ликвидации гетто во Львове в 1943 году, Шептицкий поддерживал связи с беженцами, интересовался их положением, а после возвращении в 1944 году большевиков, он сам проконтролировал, чтобы еврейские дети возвратились к своей общине.
Митрополит Андрей Шептицкий превыше всего ставил ценность человеческой жизни, любил каждую нацию. Рискуя жизнью, жил по принципу Христа и, как Он, готов был дать себя распять за свой народ.
В завершение я приведу слова самого митрополита, которые касаются судьбы Украины и нашей Церкви в Украине:
"Какой бы ни была Россия, она добровольно не отречется от своей власти над Украиной. И если Украина хочет жить свободной жизнью, то она должна обязательно отделиться от Москвы, должна стать независимым государством, искать себе союзников среди других свободных народов".
И его последние слова перед смертью:
"Наша Церковь будет уничтожена, разгромлена большевиками. Но держитесь, не отступайте от веры, от святой Католической Церкви. Она будет лучшей, красивой, величественной больше чем в давние времена и будет обнимать весь наш народ. Украина освободится, и станет сильным государством, объединенным, величественным, равным другим высоко развитым государствам. Мир, благосостояние, счастье, высокая культура, взаимная любовь и согласие будут властвовать в ней. Все это будет, как говорю, только надо молиться, чтобы Господь Бог опекался всегда нашим бедным народом, который столько выстрадал, чтобы эта опека продолжалась вечно. Прощаюсь с вами. Будьте сильными и стойкими в вере, выносливыми, ревностными в служении Господу Богу. Больше моего голоса не услышите, аж до страшного суда".
Неужели Шептицкий пребывал в святом неведении относительно того, что творилось на Украине с началом оккупации ее немецко-фашистскими войсками?
Что ни говори, но фигура это далеко не однозначная, и может быть поэтому о митрополите Шептицком не рассказывают в израильских школах?
Цитаты из писем музея Яд ва-Шем:
"Славная деятельность главы Украинской Католической Церкви нам известна и действительно заслуживает высокой похвалы. Некоторые книги, особенно книга раввина Кахане “Дневник Львовского гетто”, которая была издана Яд ва-Шем в этом году, правдиво изображает гуманную деятельность митрополита Шептицкого, имя которого будет вечно упоминаться среди тех Праведников народов мира, которые во время Катастрофы протестовали против уничтожения евреев и на деле содействовали их спасению". 6.6.1985
"Шептицкий способствовал спасению многих евреев; некоторых спасал непосредственно, большинство – путем указаний, которые он давал духовенству своей церкви." 23.1.1986
Я никого не обвиняю, и не осуждаю, но я за достоверность фактов. И за подробное изложение событий.
Митрополит, безусловно, значимая фигура, но я еще раз повторяю, неоднозначная. Хотя, мне он скорее, напоминает политика, а не духовное лицо.
Не могу сказать, что он меня удивил. Я ожидал чего-то подобного, именно поэтому и поместил эту статью в Дневнике, т.к., у меня было желание увидеть реакцию читателей, и решить, отправлять эту статью в газету, или нет. Теперь думаю, что, скорее всего, не отправлю, чтобы потом не устраивать апологетическую переписку с читателями.
То, что я знаю о Митрополите, знаю от его ученика о. Богдана Хмелевского (+1990), от епископа Иоанна Ольшанского (+2001) и др. людей, которые лично встречались с Митрополитом Андреем, а так же из книг изданных УГКЦ, и страниц УГКЦ в сети.
Вчера, после того, как прочитал твой пост, я зашел в поисковый сервис google.ru набрал в окне поиска: «Шептицкий», и имел удовольствие прочитать множество информации размещенной на «русских патриотических», «православных», «еврейских религиозных» страницах. Очень понравились статьи на светских еврейских страницах, а также на странице еврейского журнала «Ле-хаим», где представлены несколько мнений о Митрополите Андрее, и читателям предложено самим сделать оценку его поведению и его решениям. «Русские» же страницы, мягко говоря, однобоки, и настроены только на осуждение. Я понимаю почему… Но, поговорим о поздравлениях
Да. Митрополит приветствовал вхождение немецких войск во Львов и Киев. И на это были свои причины.
Советские войска оккупировали Галицию 17 сентября 1939 года. Многие украинцы приветствовали советских солдат, как освободителей от польской власти, и радовались объединению Украины, но радость быстро угасла. Сталинский режим сразу начал уничтожение национальных свобод, которые сохранялись в польский период, уничтожения церквей, интеллигенции, украинских партийных и национальных лидеров.
Митрополит знал, что такое советская власть намного раньше. Он знал о судьбе русских католиков, о судьбе главы русских католиков Экзарха Леонида Федорова, своего ученика. О расстрелянном монастыре доминиканок в Москве (уже в 1918 году, сразу после установления советской власти в Москве были расстреляны 30 монашек Доминиканского ордена).
Когда немецкие части перешли границу, то уже немцев все население Галиции встречало, как освободителей. Два года советской оккупации открыли людям глаза на советскую власть, на то, что она собой представляет.
Митрополит был со своим народом. Радовался вместе с ним. Вместе с приходом немцев прекратились преследования украинских католиков, прекратился большевистский террор направленный на уничтожение национального самосознания украинцев. Надеялся он и на то, что немецкие власти подарят Украине независимость.
Конечно, он ошибся. И он сам писал о своей ошибке своему другу римскому кардиналу Тиссерано и самому Папе. Относительно дивизий СС у меня нет информации, кроме той, которую я нашел на «русских» страницах, и которым я не склонен доверять, но и на них написано, что Митрополит дал свое согласие на создание дивизии «Галичина» только после визита к нему главы германской разведки адмирала Канариса. Можно предположить, что если согласие и было получено, то путем шантажа. Я знаю, что Митрополит Шептицкий отправил по всем приходам послание «Не убий», в котором говорил, что всякий, кто будет участвовать в погромах, будет отлучен от Церкви. Я уверен, что это послание касалось и тех украинцев, которые вступили в дивизии СС.
Когда во Львове вспыхнул еврейский погром, Митрополит Андрей выслал на улицы города монахов Студитов и священников, чтобы утихомирить толпу, рав Кахане вспоминает об этом в своей книге о Львовском гетто. Я думаю, что если бы Митрополит мог, он бы и сам вышел на улицы, но, увы, к тому времени он был уже парализован, у него работала только одна рука.
Много еще хотел написать…, хотел написать, почему статьи на некоторых русских страницах наполнены ненавистью к Митрополиту Андрею, почему многие московские «православные» священники боятся его даже сейчас, когда он уже не с нами, но... Не буду строить свои догадки. В Царстве Отца все будет расставлено на свои места.
Для меня, как и для многих евреев спасенных католиками, кардинал Андрей Шептицкий остается святым, чтобы про него не писали…
P.S. Митрополит Андрей был прав в оценках будущего нашей Церкви в Украине.
Советская власть лицемерно прислала на его похороны венок со словами благодарности (что странно, если бы он действительно стоял за созданием дивизий СС), и через два года отправила в лагеря большинство священников Церкви и всех епископов. Внешне, Украинская Католическая Церковь не существовала с 1945 по 1989 год. Во всей Украине не осталось ни одного (!) украинского католического храма, а оставшиеся польские можно пересчитать по пальцам (Львов, Одесса, Бердичев (Житомирская область), и три храма в Винницкой области (Бар, Шаргород, Мурафа). Украинцы католики вынуждены были ходить в уцелевшие польские храмы, или становиться православными. Око же КГБ следило за тем, чтобы ни один священник вдруг не стал отправлять Службу в польском храме на украинском языке. Нельзя сказать, что преследовали только католиков, нет. Полностью была истреблена и УАПЦ, были загнаны в подполье пятидесятники, евангелисты и баптисты, не желающие проходить «регистрацию» у советской власти. А московское «православие» продолжало вести свою душеспасительную работу, на пользу своей Церкви и Советского Государства.
Митрополит Андрей отошел к Господу 1 ноября 1944 года, в день Всех Святых. Символично...
"Немецкий режим, может быть, злее большевистского, он поистине дьявольский. Нет дня, чтобы не происходили наистрашнейшие преступления... Евреи их первые жертвы. Число евреев, убитых в нашей маленькой стране, вероятно, превышает 200000... Власти поначалу... пытались сфабриковать документы, которые могли бы доказать, что авторами убийств были местные жители или полицаи. Но с течением времени они начали убивать евреев на улицах на глазах всех людей и без всякого стыда... Я протестовал пастырским посланием против убийств, послание было конфисковано, но прочитано пять или шесть раз на собраниях священников... Я также протестовал в письме, адресованном Гиммлеру, и пытаюсь повлиять на молодёжь, чтобы не записывалась служить в полиции, где придётся действовать против собственной совести... Все мы предчувствуем, что режим террора расширится и с ещё большим давлением направится против христиан. Палачи, привыкшие убивать евреев, тысячи невинных людей, привыкли к виду крови и жаждут кровопролития".
Шептицкий, это именно та, как я уже сказала, НЕОДНОЗНАЧНАЯ фигура. Это не умаляет его достоинств, но и не исправляет его ошибки.
Я написала о том, что он приветствовал приход немцев на Украину, отнюдь не из желания опровергнуть все его благие деяния. Ты со мной согласишься, нет абсолютно положительных, и абсолютно отрицательных людей. Просто я убеждена, что любая информация должна быть полной и обоснованной, осбенно, если она касается такой значимой личности, как Шептицкий.
А вот и зря. Я не про переписку, я про статью. Отправлять надо.